ИЗДАНИЕ ПБ ГСПО

Военно-исторический альманах

Номера

• 2007 апрель №2

ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ

Продукт двойных стандартов

События в Киеве, а затем в Таллине отвлекли внимание от самой горячей темы марта - возможной военной акции США против Ирана. И хотя сегодня возможность милитаристских движений администрации Буша сильно подорвана демократическим большинством, само намерение очередной раз “решить проблему” силой оружия возвращает нас к теме “противостояния цивилизаций” и террористической угрозы.

Игра со спичками

Еще не так давно весь мир потрясли акции протеста в мусульманских странах, спровоцированные сначала “карикатурным скандалом”, а затем событиями во Франции. Вроде бы очевидно, что водораздел непонимания четко проходит по границам распространения трех мировых религий: иудаизма, христианства и мусульманства. Так, по крайней мере, пытается представить дело все та же администрация США. И под этой маркой призывает “цивилизованный мир” к антииранскому блоку. Оттуда, мол, сейчас главная угроза. Но так ли это?

Отметим, что Россия пока занимает относительно выгодную позицию стороннего наблюдателя и даже перехватывает инициативу. В оскорблениях мусульманского мира мы не замечены, наши посольства и консульства нигде не громят. Но речь сейчас не о позиции России.

Складывается впечатление, что у сонной от собственного благополучия Европы окончательно заплыли мозги. Мало того, что Запад проспал возросшую солидарность и самоорганизованность мусульманского мира, он еще и не знает, как с этим явлением жить. Упоение свободой слова уже не первый раз приводит к непредсказуемым последствиям. Играть со спичками на пороховой бочке, по меньшей мере, глупо. Еще несуразней – ожидать от исламского мира реакции в соответствии с европейской системой ценностей. Смешно выглядит попытка сослаться на публикацию карикатур христианской тематики. Мол, мы и над собой можем иронизировать. Мусульманскому миру глубоко плевать, как мы издеваемся над своей религией и своими ценностями. Для них это – пустое место. Они выступают в защиту своих ценностей и в соответствии со сложившимися в их мире методами борьбы и протеста. И если на Западе не понимают, с каким взрывоопасным материалом они легко играют, то тем хуже для западной цивилизации.

Любое неосторожное движение в сторону основ мусульманской религии воспринимается правоверными не как бестактность, а как смертельное оскорбление себя лично, всего мусульманского мира, основ мироздания. И лукавят те духовные лидеры мусульман, которые пытаются убедить мир в абсолютном миролюбии ислама. На заре своего существования он утверждался силой оружия, этот метод не только не возбраняется, а и приветствуется в нем до сих пор. Весь остальной (немусульманский) мир рассматривается как потенциально враждебный, «неправильный», не свой. И перемирие между этими мирами носит непостоянный, хрупкий характер.

Но здесь – внимание! Да, исламская цивилизация на 600 лет моложе христианской и сейчас находится в стадии развития, соответствующей западному Средневековью, которое тоже особой терпимостью и гуманностью не отличалось. Но! Уже несколько сот лет так называемый Джихад (газзават) как международный феномен не оказывал на мировую политику заметного влияния и практически сошел со сцены. В современном сложившемся мире никто не рисковал утверждать зеленое знамя ислама военным или террористическим путем. Откуда же вновь возник этот средневековый призрак?

Немного предыстории

Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся на несколько десятилетий назад. В 1930–40-х годах еврейское подполье в Палестине называли “террористами”. Фотографии по меньшей мере двоих будущих премьер-министров Израиля, в том числе Менахема Бегина, были помещены на плакатах с подписью: “Террористы: вознаграждение за поимку”. Вознаграждение за голову Менахема Бегина составляло 100 тысяч фунтов стерлингов.

Годы Холокоста резко изменили мировое общественное мнение в пользу еврейства, и уже к 1944 году палестинских террористов (не арабов, а евреев) стали именовать борцами за свободу. А их место с 1969 года заняла Организация Освобождения Палестины (ООП). До этого времени выселенные со своих земель палестинцы безуспешно стучались во все международные организации и суды, пытаясь привлечь к себе внимание. И только после нескольких провалившихся военных столкновений с Израилем арабы-палестинцы перешли к партизанско-террористической деятельности. Вспомните слова премьер-министра Израиля Голды Меир, сказанные ею в 1970-м году: “Палестинцев нет. Они не существуют”. Теперь они существуют во всей своей красе!

Но и тогда еще это явление носило локальный характер, не угрожая всему миру. Джинна из бутылки выпустили две сверхдержавы. СССР ввел войска в Афганистан, а США приняли в объятия афганских «борцов за веру», вооружили, обласкали, снабдили всем, чем могли. О том, что война приобрела не столько национальный, сколько религиозный оттенок, тогда никто не задумывался. Зия-уль-Хак, военный диктатор пограничного с Афганистаном Пакистана, усмотрел подходящий повод и объявил “джихад” против безбожного коммунизма. США увидели в этом посланный самим Всевышним повод мобилизовать миллиард мусульман против того, что Рейган назвал “Империей Зла”. И начались денежные вливания. Агенты ЦРУ стали разъезжать по всему мусульманскому миру, вербуя людей на великий “джихад”. Бен Ладен был одним из первых таких новобранцев.

Наши сукины сыны?

В 1985-м году президент Рональд Рейган принимал у себя в Белом Доме группу бородачей в тюрбанах, словно попавших в Вашингтон из другого века. После этого приёма Рейган беседовал с прессой. Он указал на них и заявил: “Эти люди являются моральным эквивалентом отцов-основателей Америки!” Это были афганские моджахеды. В то время они с автоматами в руках боролись против Империи Зла. Не знаю, был ли среди них Усама бен Ладен, но то, что это были его ближайшие сподвижники – совершенно точно.

В 1998 году другой американский президент – Билл Клинтон – приказал нанести по Афганистану ракетные удары с целью уничтожить бен Ладена. Надо полагать, Усама сильно оскорбился таким понижением статуса с «морального эквивалента отцов-основателей Америки» до презираемого террориста. Сподвижники Бен Ладена - это люди, живущие племенным укладом. И даже если такой человек мультимиллионер, это не меняет дела: он всё равно член племени, и его моральный кодекс соответствует кодексу члена племени. Кодекс этот состоит, в сущности, из двух слов: верность и месть. Ты мой друг: ты держишь своё слово — и я тебе верен. Ты нарушаешь своё слово — и я становлюсь на тропу мести. С точки зрения Усамы, Америка нарушила данное ею слово: верный друг совершил предательство. Тот, кому ты клялся в верности своею кровью, предал тебя!

Бумеранг

Американцы пришли в Саудовскую Аравию, чтобы одолеть Хусейна. Саддам пал, но американские войска остались на священной земле Каабы. Усама долго и безуспешно призывал их уйти. А потом повернул против них разросшегося монстра – объявил им джихад. Он хотел добиться вывода американских войск точно так же, как раньше добивался изгнания советских. Американцы ответили бомбардировками Афганистана и Судана. Эти страны находятся друг от друга на расстоянии 3700 километров, и на них сбрасывает ракеты страна, расположенная от них почти за 13 тысяч километров. Цель действительно глобальна.

Новый всплеск терроризма породила военная операция против Ирака. Почему – теперь уже понятно. Сейчас США разрабатывают планы военного удара по Ирану. Не понимают, с чем играют?

Политика или религия?

Самое взрывоопасное в сложившейся ситуации то, что это противостояние внешне носит характер религиозного. Но только в Израиле и Палестине это действительно имеет религиозно-историческую подоплеку. Во всех остальных случаях призрак джихада всего лишь накидка на бездумную политику. На Ближнем Востоке три религии сплелись в теснейший узел. Так громко ссориться могут только ближайшие родственники или соседи по коммуналке. Ни мусульманам, ни иудеям не приходит в голову обмениваться ракетными ударами с буддистами. Значит, религиозные различия – вторичны. Они лишь используются как инструмент.

Тем более осторожными нужно быть мировым лидерам. Ислам в гораздо большей степени оказывает влияние на умы, образ жизни и психологию своих приверженцев, нежели любая другая религия. Мусульмане продемонстрировали свою солидарность и готовность к крайним, зачастую нецивилизованным мерам. Так зачем дразнить зверя в клетке?

Питательной средой для современного мирового терроризма стал вовсе не ислам, а политика двойных стандартов, широко практикуемая ведущими державами. Когда в Никарагуа «контрас» боролись с коммунизмом, Рональд Рейган заявил: «С этого момента я сам – контрас!» США поддерживали десятки кровавых террористических режимов. Но с другой стороны «железного занавеса» было то же самое. СССР был готов финансировать хоть людоедов, лишь бы они объявили своей целью социализм и «борьбу с империализмом». Фраза про диктатора Сомосу «это сукин сын, но это наш сукин сын» как нельзя лучше иллюстрирует такую политику в отношении нечистых на руку движений и режимов.

В результате имеем то, что имеем. И ислам здесь вовсе ни при чем. Противостояние носит исключительно политический характер и лишь искусственно окрашивается в религиозный оттенок. Само страшное из возможных последствий раскручивания этой безумной политики – восприятие на бытовом уровне носителя другой религии как потенциального врага. Запад самолично топчет и уничтожает в прах столь трепетно им взлелеянные ценности: веротерпимость, свободу вероисповедания как личное дело каждого. Это становится уже не личным делом. А как прикажете быть семьям, где отец, скажем, мусульманин, а мать – христианка? Таких семей миллионы. В том числе и в России. Им что, разбегаться по разные стороны баррикад? В этом свете взвешенная позиция России в иранском вопросе выглядит вполне разумной.

Богу - богово...

Очевидно, что религиозные убеждения даже номинально не должны быть причиной конфликтов. Их необходимо вывести за скобки решаемых в политике проблем. Следует полностью отказаться от риторики “войны цивилизаций”. Для этого нужна четкая заявленная позиция (и действия) всех ведущих политических сил мира. Но теперь этого добиться будет непросто. Хотя еще и не поздно.

Игорь Гусев.

[К оглавлению]



Copyright © ПБ ГСПО 2007. При перепечатке ссылка на ПБ ГСПО обязательна.